«Лунный мир»

Герман Юкавский - Бонафеде "Лунный мир" Й.Гайдн

23.05.2019


«Лунный мир»


Йозеф Гайдн

Веселая драма в двух действиях

Либретто Карло Гольдони. Русский текст Юрия Димитрина

Великий венский классик Йозеф Гайдн (1732-1809) известен в первую очередь как «отец симфонии и квартета», а вот ассоциировать его имя с оперным жанром обычно не принято. Однако он не только является автором 24 опер: в его наследии есть несколько подлинных оперных жемчужин. Одна из них  — «Лунный мир».

Опера была создана для придворного театра князя Николауса Эстерхази, на службе у которого в то время находился Гайдн. Премьера состоялась под управлением самого автора 3 августа 1777 года в честь свадьбы второго сына князя, Николая Эстерхази, и графини Марии Анны Вайссенвольф.

«Лунный мир» написан на либретто великолепного итальянского комедиографа Карло Гольдони. Сюжет оперы связан с одной из самых известных мистификаций Нового времени — открытием Лунного мира.

Веселая история о том, как мнимый астролог разыграл на Земле жизнь обитателей Луны во главе с лунным императором, восходит к итальянской комедии дель арте и комедии парижского ярмарочного театра «Арлекин, император Луны» и была невероятно популярна в то время. Только на либретто Гольдони написаны оперы Б. Галуппи (1750), Дж. Паизиелло (1768), Н. Пиччини (1770) и целого ряда других композиторов. Но сочинение Гайдна стало, безусловно, лучшим его воплощением.

Композитор не просто положил на музыку блестящий текст Гольдони. Он обогатил его содержание и вывел свое сочинение за рамки традиционной комической оперы. Не случайно и жанр «Лунного мира» он определил как drama giocosa, то есть веселая драма. В ней гармонично сочетаются комическое и лирическое, бытовое и возвышенное, фантастика и реальность. «Лунный мир» вобрал в себя все лучшее, что имел оперный жанр второй половины XVIII века: великолепные арии, соединяющие в себе виртуозность и изумительную итальянскую кантилену, изящную и изобретательную оркестровку, увлекательный сюжет, яркие характеристики персонажей и даже вставной балет.

В России «Лунный мир» Гайдна никогда прежде не исполнялся. Специально для постановки в Камерном музыкальном театре русский текст либретто подготовил известный переводчик, либреттист и драматург Юрий Димитрин.

«Лунный мир» в интерпретации режиссера Ольги Ивановой и художника Виктора Герасименко — спектакль для тех, кто умеет и любит мечтать. Ведь для того, чтобы побывать в Лунном мире, не обязательно лететь сквозь звезды к другой планете. Частичка его живет в каждом из нас, нужно только внимательно прислушаться к себе и окружающей действительности. А удивительная музыка Гайдна поможет погрузиться в этот фантастический и прекрасный мир.

Государственный Академический Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского
  • начало в 19:00


  • Трекбэк с Вашего сайта.

    Оставить комментарий

    Это интересно?

    • Ли Страсберг
      Метод основан на правде. Ли каждый день говорил своим студентам:


      «Если бы не было Станиславского, не было бы Ли Страсберга».


      Станиславский был его вдохновением, духовным наставником, хотя они никогда не встречались. Ли Страсберг учился у учеников Станиславского – Марии Успенской и Ричарда Болеславского. Эти два потрясающих педагога и актера эмигрировали в Нью-Йорк и основали там Лабораторный театр. Ли Страсберга очень впечатлили спектакли МХАТа во время гастролей в 1923-1924 гг. Это было то, чего он очень долго искал – правда в актерской игре. Страсберг наблюдал за великими актерами МХАТа: они жили на сцене! Они не были королями или принцами, они были реальными, естественными людьми. У персонажей была психологическая глубина. Страсберг понял, что Станиславский – гений, и посвятил свою жизнь тому, чтобы продолжать его работу. 2 раза он приезжал в Россию, выступал на 100-летнем юбилее Станиславского и смотрел спектакли во МХАТе, в театре Вахтангова, присутствовал на репетициях Мейерхольда.


    • Мы учимся расслабляться по собственной воле - для того, чтобы контролировать свои эмоции и ощущения. Ли узнал из работ Станиславского, что основная проблема актера исходит, в первую очередь, из его собственных человеческих проблем. 


      Цель расслабления, которое является одним из самых важных аспектов в методе Ли Страсберга – помочь избавиться от страха и напряжения, мешающих актерам быть выразительными.


      Если нервы и мышцы напряжены, то актер не может выразить те эмоции, которые нужны для персонажа. Ли Страсберг попытался помочь актеру: как вновь повторить то, что вы сделали хорошо? Как повторять это каждый вечер, пока идет спектакль? Страсберг был одержим расслаблением. Он считал его основой своей работы. На занятиях мы делаем расслабление сорок минут – до того, как начинаем работать над сенсорной памятью или над ролью.

    • Ли Страсберг и Аль Пачино
      Мы учимся дышать.  Мы учимся исследовать все формы  и все аспекты жизни с помощью пяти органов чувств – это то, что вы видите, слышите, можете потрогать, чувствуете на вкус и запах. Мы начинаем с очень простых упражнений, например – Утренний напиток (Студенты воссоздают в воображении чашку со своим любимым утренним напитком, подключая все органы чувств. В первый год обучения это упражнение делается на протяжении одного часа в день. – прим. авт.). Затем работаем над упражнением Зеркало, которое подразумевает нанесение макияжа или бритье – в обоих случаях мы имеем дело с воображаемыми объектами. Таким образом, мы учимся понимать самих себя и быть честными. Мы учимся быть полноценными людьми, а не фальшивыми актерами, которые лишь кивают в такт словам.  Очень важно практиковать сенсорную память. Из четырехчасового занятия первые два часа занимают упражнения на расслабление и упражнения на сенсорную память. Затем мы начинаем работать над сценами и пьесами. Мы не репетируем сидя вокруг стола.


      Для того чтобы исследовать жизнь персонажа, Ли использовал процесс импровизации: что случилось с ним до сцены, что послужило мотивом для его действий.


      Мы разбиваем каждую сцену на куски для того, чтобы найти зерно роли.

    • Ли Страсберг и Мериллин Монро
      Станиславский не закончил свою работу. Точно так же не закончил свою работу и Ли Страсберг. Система постоянно изменяется, совершенствуется, развивается. Поэтому я считаю, что Метод Ли Страсберга – это продолжение Системы Станиславского. Разница между Системой и Методом лишь в том, что Ли дал нам конкретную цепочку упражнений, которая помогает актеру исследовать собственные инструменты. Ли изобрел специальное упражнение, мы называем его «Эмоциональная память». Оно готовит актеров к очень интенсивным моментам в сцене, когда нужно прожить кульминацию эмоций. Это упражнение делается один на один с учителем: вы погружаетесь в событие из прошлого и воссоздаете то, что произошло с вами только раз в жизни. Это очень интересное и очень сильное упражнение. Мы используем свою собственную правду. Наши воспоминания – сырье для работы. Ранее Станиславский описал эмоциональную память, он почерпнул идеи из книги французского психолога Теодюля Рибо «Психология эмоций». Ли Страсберг же подарил нам упражнение «эмоциональная память», благодаря которому актеру не нужно молиться, чтобы именно сегодня на него снизошло вдохновение. Он знает, что все это ему даст упражнение.