Концертный репертуар

 

Арии из опер

  • Ария Лепорелло — В.А.Моцарт «Дон Жуан»
  • Ария Фигаро — В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро»
  • Ария Зарастро — В.А.Моцарт «Волшебная флейта»
  • Ария Гульелльмо — В.А.Моцарт «Так поступают все женщины»
  • Романс Фиеско — Дж.Верди «Симон Бакканегра»
  • Ария Филиппа — Дж.Верди «Дон Карлос»
  • Каватина Сильвы — Дж.Верди «Эрнани»
  • Ария Захарии («Vieni, o Levita!… «) — Дж.Верди «Набукко»
  • Ария Банко — Дж.Верди «Макбет»
  • Ария Феррандо — Дж.Верди «Трубадур»
  • Ария Прочиды — Дж.Верди «Сицилийская вечерня»
  • Ария дона Базилио — Дж. Россини «Севильский цирюльник»
  • Ария Джеронимо — Д. Чимароза  «Тайный брак»
  • Куплеты Мефистофеля — Ш.Гуно «Фауст»
  • Серенада Мефистофеля — Ш.Гуно «Фауст»
  • Каватина Кардинала — Д.Галеви «Жидовка»
  • Ария Фальстафа — О.Николаи «Виндзорские проказницы»
  • Ария Лунардо — Э.Вольф-Феррари «Четыре самодура»
  • Ария Ван Бетта  — А. Лорцинг «Царь и плотник»
  • Ария Мельника  — А.Даргомыжский «Русалка»
  • Песня Варяжского — Н.Римский-Корсаков «Садко»
  • Ария Гремина — П.Чайковский «Евгений Онегин»
  • Рассказ Старика — С.Рахманинов «Алеко»
  • Сцена и монолог Хлудова — Н.Сидельников «Бег»
  • Романс Генерала В. Кобекин «Холстомер» и др.

Русский романс

  • Мне грустно (А.Даргомыжский, Ю.Лермонтов)
  • Ночной зефир (А.Даргомыжский)
  • Титулярный советник (А.Даргомыжский)
  • Червяк (А.Даргомыжский)
  • Мельник (А.Даргомыжский)
  • Каюсь, дядя, черт попутал… (А.Даргомыжский)
  • Старый капрал (А.Даргомыжский)
  • Ножки (А.Даргомыжский)
  • Что в имени тебе моем (А.Даргомыжский)
  • Блоха   (М. Муссоргский)
  • О нет, молю, не уходи! (С.Рахманинов, Д.Мережковский)
  • Не пой, красавица, при мне  (С.Рахманинов)
  • В моей душе (С.Рахманинов)
  • Судьба (С.Рахманинов)
  • Нет, только тот, кто знал (П.Чайковский, Л.Мей)
  • Слеза дрожит (П.Чайковский)
  • Снова, как прежде… (П.Чайковский, Д.Ратгауз)
  • Благословляю вас, леса…(П.Чайковский)
  • Серенада Дон Жуана (П.Чайковский)
  • Средь шумного бала (П.Чайковский)
  • Меркнет слабый свет свечи (П.Чайковский)
  • Сомнение (М.Глинка, Н.Кукольник)
  • Поцелуй же меня, моя душечка. (А.Дюбюк)
  • Не лукавьте (А.Дюбюк)
  • Улица, улица (А.Дюбюк)
  • Роняет лес багряный свой убор (Г.Свиридов)
  • Маританна (Г.Свиридов) и др.

 

Старинный городской и цыганский романс

  • Капризная, упрямая… (М. Кушевская,  А.Карчевский)
  • Я вам не говорю  (К.Бернаров, Д.Михайлов)
  • Вернись! (В.Ленский, Б.Прозоровский)
  • Караван  (Б.Тимофеев, Б.Прозоровский)
  • Но я знаю, ты любишь другого  (сл. В.Мятлев  муз.   С.Чарский)
  • Мы только знакомы  (сл. Л.Пеньковский муз. Б.Прозоровский)
  • Только раз бывают в жизни встречи (сл. П.Герман  муз. Б.Фомин)
  • Пожалей! (сл. и муз. Н.Бакалейников)
  • Ну, быстрей летите, кони! (сл. и муз. Н.Бакалейников)
  • Вы просите песен (Саша Макаров)
  • Не уходи (Побудь со мной) ( сл. В.Пойгин  муз. Н.Зубов)
  • Уйди, совсем уйди!  (сл. А.Верещагин  муз. Л.Дризо)
  • Ямщик, не гони лошадей! (сл. Н.Риттер  муз. Я.Фельдмана)
  • Хризантемы  (сл.В.Шумский  муз. Н.Харито)
  • Эй, друг, гитара  ( сл. Б.Тимофеев муз. Б.Фомин)
  • Пара черных цыганских глаз (сл. А.Лахтин  муз. В.Кручинин)
  • Все, как прежде… (сл. В.Шкваркин  муз. И.Дунаевского)
  • Гори, гори, моя звезда  (сл. В.Чуевский  муз. П.Булахов)
  • Пара гнедых (С.Донауров, А.Апухтин)
  • Молчи, грусть, молчи… (Н.Гронский)
  • Снова слышу голос твой (Старинный цыганский романс)
  • Две гитары (И.Васильев, А.Григорьев)
  • Очи черные (С.Гердаль, Е.Гребенка)
  • О, говори хоть ты со мной (К.Васильев, А.Григорьев)
  • Милая  (муз. С.Гердель, сл. А.Федотов)
  • Утро туманное (В.Абаза, И.Тургенева)
  • Не пробуждай воспоминанья (муз. П.Булахов, сл. Н.А.)
  • Тебя любить, обнять и плакать над тобой (Н.Ширяев, А.Фет)
  • Когда в предчувствии разлуки…  (муз. Д.Ашкенази,  сл. Я.Полонского)
  • Я вас любил (Б.Шереметьев, А.Пушкин)
  • Забыли Вы! (А.Оппель, П.Козлов)
  • Дорогой длинною (Б.Фомин, К.Подревский, А.Вертинский)
  • Скажи, зачем? (Слова и музыка Саши Давыдова)
  • Но я Вас все-таки люблю (Н.Ленский)
  • Я встретил Вас (Музыка В. Шереметева, обр. А. Спиро , сл.Ф.Тютчев)
  • Время изменится (Б.Борисов, Н.А.)
  • Белой акации гроздья душистые (А.Пугачев)
  • Пой, цыган! плачь, цыган! (Б.Фомин, Б.Тимофеев)
  • Я люблю вас так безумно (Б.Кейль, В.Белогоров)
  • Угольки (Б.Прозоровский, Н.Вильде)
  • Невечерняя (Старинный цыганский романс)
  • Не для меня весна придет (А. Молчанов, Н. Девитте)
  • За гитарный перебор (Ю.Хайт, А.Григорьев)
  • Ты едешь пьяная (П.Лещенко, сл. Слова Натальи Поплавской)
  • Вам 19 лет (Б.Прозоровский, Е.Белогорская)
  • Журавли (А.Жемчужников)
  • Когда по целым дням… (Н.Сорохтин, сл.П.Вяземский)
  • И льется песня (В.Кручинин, М.Лахтин)
  • Гитара семиструнная (Н.Жемчужный)
  • Эй, ямщик, гони-ка к Яру! (А. Юрьев, слова Б. Андржиевского)
  • Трын-трава (С.Гердаль)
  • Вот что наделали песни твои (М.Штейнберг)
  • Везде и всегда за тобою  (муз. и  сл. С.Гердаль)
  • Нищая (муз. А.Алябьева, сл. Д.Ленского)
  • Если можешь – прости (А.Островский, И.Аркадьев)
  • О, жизнь моя, постой, не уходи! (Гр. Т.К.Толстая)
  • Забыты нежные лобзанья ( муз. А.Ленин, сл. Н.А.)
  • Бубенцы  (В.Бакалейников, А.Кусиков)
  • Свидание (П.Булахов, Н.Греков)
  • О, если б мог выразить в звуке (Л.Малашкин, Г.Лишин)
  • Жалобно стонет ветер осенний (Д.Михайлов, А.Пугачев)
  • Смейся, смейся громче всех (Я.Ядов)
  • Дай же ручку (Я.Пригожий)
    и мн.др.


Песни и романсы А.Вертинского

  • Мадам, уже падают листья (А.Вертинский)
  • То, что я должен сказать (Н.Шульгин, А.Вертинский)
  • Попугай Флобер (А.Вертинский)
  • Прощальный ужин (А.Вертинский)
  • Шарманщик (Н.Шульгин, А.Вертинский)
  • Желтый Ангел (А.Вертинский)
  • Баллада о короле (А.Вертинский)
  • Без женщин (А.Вертинский)
  • Лиловый негр (А.Вертинский)
  • Ревность (А.Вертинский, С.Рамм)
  • Пес Дуглас (А.Вертинский)
  • В синем и далеком океане (А.Вертинский)
  • Испано-сюиза (А.Вертинский)
  • Концерт Сарасате (А.Вертинский)
  • Над розовым морем (А.Вертинский, Г.Иванов)
    и мн.др.

 

 

 

Современный романс и «белогвардейская» лирика

  • Клен (В.Липатов, С.Есенин)
  • Последнее письмо (До свиданья, друг мой , до свиданья…) (С.Есенин)
  • Все теперь против нас (Ю.Борисов)
  • Перед боем (Ю.Борисов)
  • Черные гусары (5-й Гусарский Александрийский полк)
  • Замело тебя снегом, Россия (Ф.И.Чернов)
  • Быстро, быстро, донельзя (М.Анчаров)
  • Воспоминание (Ю.Борисов)
  • Перед пушками, как на парад (Ю.Борисов)
  • Февральский романс (Ф.Фихман)
  • Не надо грустить, господа офицеры.
  • По дороге в Загорск (Е.Блажеевский)
  • Одиночество (сл. И.Бунин).
  • И будет вскоре… (сл. И.Северянин).
  • Кровавая честь. (А.Вэс)
  • Романс о любви (А.Вэс)
  • Я встретил вас тогда случайно  (А.Вэс).
  • Очарована, околдована. (А.Звездинский, Н.Заболотский)
  • Имя (Н.Проскурня)
  • У меня не живут цветы (Н.Гумилев,  В.Агафонов)
  • Если умру я (сл. П.Орешин)
  • Новогодний романс (Ю.Борисов)
  • Последняя серенада Дон Жуана (А.Вэс)
  • Когда я вернусь (А.Галич)
  • Барышни в белом
    и мн.др.

 

Советская лирика

  • Люблю (Е.Розенфельд, Н.Венгерская)
  • Дружба (В.Сидоров, А.Шмульян)
  • Тишина…(Музыка Э. Колмановского Слова В. Орлова)
  • Сядь со мною pядом (музыка  С.Кац, слова  А.Коваленков)
  • Ты сама догадайся (Из к\ф «Дом, в котором я живу»)(Музыка Ю.Бирюкова,Слова А. Фатьянова)
  • Хвастать, милая, не стану (Музыка Б. Мокроусова, Слова А. Фатьянова)
  • Песня про зайцев(Музыка А. Зацепина,Слова Л. Дербенева)
  • Романс Рощина из к\ф «Разные судьбы» (Музыка Н. Богословского,Слова Н. Доризо)
  • А годы летят из к\ф «Добровольцы» (Музыка М. Фрадкина, Слова Е. Долматовского)
  • Ласковая песня (Музыка М. Фрадкина, Слова Е. Долматовского)
  • Московские окна (Музыка Т. Хренникова, Слова М. Матусовского)
  • А у нас во дворе (А.Островский, Л.Ошанин)
  • А я иду, шагаю по Москве (А.Петров)
  • Мандолина, гитара и бас (Ю.Благов, П.Гофман, Л.Маркович)
  • Белые снеги (Слова – Е.Евтушенко,  Музыка – В.Козин, (Э.Колмановский)
  • Грустить не надо (Муз.М.Блантера,Слова В.Масса)
  • Куплеты водовоза из к\ф «Волга-волга» (И.Дунаевский)
  • Капитан из к\ф «Дети капитана Гранта»(И.Дунаевский)
  • Поручение («Прощай, Антонина Петровна…») (И.Дунаевский)
  • Ваше благородие (И.Шварц, Б.Окуджава)
  • За фабричной заставой (М. Фрадкин, В. Долматовский)
  • Сердечная песенка (В. Мурадели, С. Островой)
  • Русское поле (Я.Френкель, И.Гофф)
  • Песня о далекой Родине (М.Таривердиев, Р.Рождественский)
  • Мы жили по-соседству из х/ф «Они были первыми» — (М. Фрадкин, Е. Долматовский)
  • Песня о друге (Если радость на всех одна..) – (А.Петров, Г.Поженян)
  • Если б я был султан (А. Зацепин, Л. Дербенев)
  • Песня рыбака из к/ф «Человек-амфибия» (А.Петров, Ю.Друнина, С.Фогельсон)
  • Ночной разговор (М. Фрадкин, В. Лазарев)
  • Лесной вальс (Б.Окуджава)
  • Мишка, где твоя улыбка… (Георгий Титов)
  • Постой паровоз (Фольклор, Н.Ивановский)
  • Девушка в платье из ситца (Фольклор, Неизвестные авторы)
    и мн.др.

Песни войны и о войне

  • Темная ночь (Н.Богословский, В.Агатов)
  • Ты Одессит, Мишка (М.Воловац, В.Дыховичный)
  • Дело не в этом, друзья (Музыка  Т.Хренников, Слова В.Гусев)
  • Эх, Дороги…(А.Новиков, Л.Ошанин)
  • Враги сожгли родную хату (М.Блантер, М.Исаковский)
  • Медсестра Анюта (Слова: М. Французов)
  • Случайный вальс (М. Фрадкин, Е. Долматовский)
  • Сколько б не было в жизни разлук из к/ф «Жди меня» (муз.Н.Крюкова,сл.К.Симонова)
  • О чём ты тоскуешь, товарищ моряк (В.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач)
  • В землянке (К. Листов, А. Сурков)
  • В лесу прифронтовом (М. Блантер, М. Исаковский)
  • Москвичи (Музыка А. Эшпая, Слова Е. Винокурова)
  • Нам нужна одна победа (Б.Окуджава)
  • Последний бой (М.Ножкин)
  • Вечер на рейде (В.Соловьев-Седой, А.Чуркин)
  • Заветный камень (Б.Мокроусов, А.Жаров)
  • От героев былых времен из к\ф «Офицеры» (Р.Хозак, Е.Агранович)
  • За того парня (М. Фрадкин, Р. Рождественский)
  • Бери шинель, пошли домой (Б.Окуджава)
  • Прощайте скалистые горы (Е. Жарковский, Н. Букин)
    и мн.др.

 

Песни из американских мюзиклов. Зарубежная эстрада   30-60г.г.

  • Island In The Sun
  • Danny Boy
  • Shenandoah
  • Silent Night
  • Sometimes I Feel Like A Motherless Child
  • Nature Boy
  • Dream A Little Dream Of Me
  • What A Wonderful World
  • My Way
  • A Day In The Life Of A Fool (Manha Di Carnival)
  • Mississippi (Old’ Man River)
  • I’ve Got You Under My Skin
  • Sixteen Tons
  • The Shadow of Your Smile
  • Love Me Tender
  • Can’t Help Falling In Love
  • Moonlight Serenade
  • It’s All Right with Me
  • Star Dust
  • Yesterday

……………

 

Это интересно?


  • xolstomer-1

    Холстомер. Сын Мужика I - го, правнук Барса I - го, потомок знаменитого Сметанки, ставшего родоначальником орловской рысистой породы. Имел пегую масть и исключительную резвость. В связи с селекцией лошадей по серой масти, был выбракован из племенного состава, кастрирован и продан с завода графа Орлова. Благодаря Шишкину, который в ночь перед кастарцией Холстомера привёл к нему свою кобылу, оставил после себя одного жеребёнка - Старого Атласного - родоначальника собственной линии и предка родоначальников собственных линий: Пройды, Вармика, Барчука, Ветрка и Удалого Кролика. Герой одноименной повести Льва Толстого почти в точности описавшего его жизненный путь.

    Старый и больной мерин Холстомер (это прозвище, имя коня было Мужик первый) рассказывает другим лошадям в табуне свою историю. Он был породистым жеребцом, однако имел дефект породы — пежины (белые пятна). С самого детства из-за окраса Холстомер считался лошадью «второго сорта», хотя был очень быстр. Однажды он влюбился в кобылу; после этого конюхи кастрировали Холстомера, он стал мерином. Его подарили конюшему, позже владелец, испугавшийся того, что его конь был быстрее графского, продал Холстомера барышнику, потом он много раз сменил владельца. Больше всего Холстомер рассказывал об офицере Никите Серпуховском. Холстомер восторженно о нём говорил, хотя именно Серпуховской покалечил коня, загнав его, когда спешил за бросившей того любовницей. Позже Серпуховской появится в гостях у последнего хозяина Холстомера, уже опустившись и промотав своё состояние. Повесть завершается описанием смерти Холстомера и последовавшей много лет спустя смерти Серпуховского. Толстой противопоставляет забитого коновалом в овраге коня, который честно служил своим хозяевам и даже после смерти которого его шкура и мясо кому-то пригодились, и помпезные похороны Серпуховского, который при жизни был всем только в тягость.

    В толстовской «истории лошади» уже с экспозиционных характеристик Холстомер прорисовывается как герой-мыслитель («выражение его было серьезно и задумчиво»), в оттенках эмоциональных восприятий которого запечатлено течение природной, человеческой жизни – как, например, в его проницательных рассуждениях о поведении старика табунщика: «Ведь только и храбриться ему одному, пока его никто не видит». Развитость телесных инстинктов, обуславливающая многомерность чувствования физического мира («моча копыта и щетку ног, всунул храп в воду и стал сосать воду сквозь свои прорванные губы»), сочетается с потаенной внутренней жизнью, мыслительной работой Холстомера, что выражается на уровне авторских портретных и психологических характеристик: «строго терпеливое, глубокомысленное и страдальческое… выраженье лица», «Бог знает, о чем думал старик мерин…».

    xolstomer-2

    Детализация собирательного образа лошадиного мира и места в нем Холстомера в качестве «постороннего», «всегдашнего мученика и шута этой счастливой молодежи» в экспозиционной части произведения делает очевидной укорененность общественного неравенства даже в «лошадиной» среде, рельефно прочерчивает извечные социальные, психофизические антиномии бытия: «Он был стар, они были молоды, он был худ, они были сыты, он был скучен, они были веселы».

  • Slashchov

    Прибыл генерал Слащев. После нашего последнего свидания, он еще более осунулся и обрюзг. Его фантастический костюм, громкий нервный смех и беспорядочный отрывистый разговор производили тягостное впечатление. Я выразил ему восхищение перед выполненной им трудной задачей по удержанию Крыма и высказал уверенность, что под защитой его войск, я буду иметь возможность привести армию в порядок и наладить тыл. Затем я ознакомил его с последними решениями военного совета. Генерал Слащев ответил, что с решением совета он полностью согласен и просил верить, что его части выполнят свой долг. Он имел основание ожидать в ближайшие дни наступления противника. Я вкратце ознакомил его с намечаемой операцией по овладению выходами из Крыма. Затем генерал Слащев затронул вопросы общего характера. Он считал необходимым в ближайшие же дни широко оповестить войска и население о взглядах нового Главнокомандующего на вопросы внутренней и внешней политики.
    Врангель П.Н. Записки. Ноябрь 1920 г.

    Много пролито крови... много тяжких ошибок совершено. Неизмеримо велика моя историческая вина перед рабоче-крестьянской Россией. Это знаю, очень знаю. Понимаю и вижу ясно. Но если в годину тяжких испытаний снова придется рабочему государству вынуть меч, - я клянусь, что пойду в первых рядах и кровью своей докажу, что мои новые мысли и взгляды и вера в победу рабочего класса - не игрушка, а твердое, глубокое убеждение.
    Слащёв Яков Александрович (1885-1929)

    Генерал Слащев, бывший полновластный властитель Крыма, с переходом ставки в Феодосию, оставался во главе своего корпуса. Генерал Шиллинг был отчислен в распоряжение Главнокомандующего. Хороший строевой офицер, генерал Слащев, имея сборные случайные войска, отлично справлялся со своей задачей. С горстью людей, среди общего развала, он отстоял Крым. Однако, полная, вне всякого контроля, самостоятельность, сознание безнаказанности окончательно вскружили ему голову. Неуравновешенный от природы, слабохарактерный, легко поддающийся самой низкопробной лести, плохо разбирающийся в людях, к тому же подверженный болезненному пристрастию к наркотикам и вину, он в атмосфере общего развала окончательно запутался. Не довольствуясь уже ролью строевого начальника, он стремился влиять на общую политическую работу, засыпал ставку всевозможными проектами и предположениями, одно другого сумбурнее, настаивал на смене целого ряда других начальников, требовал привлечения к работе казавшихся ему выдающимися лиц.
    Врангель П.Н. Записки. Ноябрь 1920 г.

    Это был высокий молодой человек с бритым болезненным лицом, редеющими белобрысыми волосами и нервной улыбкой, открывающей ряд не совсем чистых зубов. Он все время как-то странно дергался, сидя, постоянно менял положения, и, стоя, как-то развинченно вихлялся на поджарых ногах. Не знаю, было ли это последствием ранений или потребления кокаина. Костюм у него был удивительный - военный, но как будто собственного изобретения: красные штаны, светло-голубая куртка гусарского покроя. Все ярко и кричаще безвкусно. В его жестикуляции и в интонациях речи чувствовались деланность и позерство.
    Князь В. А. Оболенский 1924 г.


     

    Слащов-вешатель, Слащов-палач: этими черными штемпелями припечатала его имя история... Перед "подвигами" его, видимо, бледнеют зверства Кутепова, Шатилова, да и самого Врангеля - всех сподвижников Слащова по крымской борьбе.

    Дмитрий Фурманов (1891-1926)



  • Герман Юкавский - Хлудов "Бег" М.Булгаков


    Житель Киева, Булгаков, несомненно, обладал знанием основ польской фонетики. Западнославянские языки звучали в семье Булгаковых: по свидетельству сестры писателя, Надежды Афанасьевны Булгаковой, ими владел отец писателя — Афанасий Иванович Булгаков. Фамилия Хлудов, конечно, не имеет никакого отношения к польскому языку. Но в ней слышится явственная, хотя и ложная, «польская нотка»: chlod — «хлуд» — по-польски: холод (в переносном значении — холодность). И здесь вступает в свои права ассоциативность мышления: в «Беге» вокруг Хлудова складывается какая-то своя особая «холодная» атмосфера; не случайно В. В. Гудкова, писавшая о пьесе, обратила внимание на «холод, лёд» и оцепенелую «застылость Хлудова». Это ощущение создаёт и фон, на котором перед зрителем впервые предстаёт Хлудов — промёрзшая железнодорожная станция с оледеневшими окнами, холодным светом голубых электрических фонарей, — и внешний вид генерала: его неестественная бледность, зябкая принуждённость его позы — он сидит «съёжившись», — и варежки у него на руках. Конечно, в Крыму «случился зверский мороз», но Хлудов зябнет не от мороза.
    «Он болен чем-то, этот человек», — пишет Булгаков, имея в виду болезнь не физического порядка. Внутренний озноб героя — это горячечный и одинокий холод его личности, это холодные, во многом рассудочные страсти, которые сжигают его.
    Подчеркнём, что фамилия Хлудов звучит жёстко, как хлопок, как удар кнута. Это тоже важно для характеристики нервозного, бескомпромиссного, решительного человека, у которого поступки неотделимы от мнений и мыслей. Нельзя исключить, что в фамилии Хлудова скрывается отсылка к ещё одному «кающемуся» герою русской литературы — Нехлюдову из романа JI. Н. Толстого «Воскресение». Впрочем, у зрителя 1920-х годов эта фамилия могла вызывать и внелитературные ассоциации.
    Но не один лишь фонетический ракурс важен при объяснении фамилии Хлудова. Здесь мы должны вернуться к вопросу о том, откуда писатель мог взять эту фамилию. Это уже вопрос биографии автора. Для начала обратим внимание на следующий факт: во время написания «Бега» — в августе 1927 года — Булгаков переезжает на новую квартиру, в дом № 35-а по улице Большой Пироговской в Москве.14 Совсем неподалёку, в доме № 19, и доныне размещается клиника детских болезней Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Но в том-то и дело, что старое её название — детская клиническая больница имени М. А. Хлудова!15 Эта фамилия до революции была широко известна в России, а особенно в Москве: в XIX в. московский купеческий род Хлудовых владел крупными ткацкими фабриками. Купцы Хлудовы были в числе московских меценатов, а самым крупным благотворительным учреждением, созданным ими, и стала Хлудовская больница. Безусловно, Булгакову в любом случае — как врачу — было известно название этой больницы и фамилия купца-мецената.
    Уже в XIX в. появился в связи с этой семьёй термин «хлудовщина». Дочь П. М. Третьякова писала: «Много было самодуров в нашей Белокаменной, но самыми знаменитыми из них, понаслышке, были Мамонтовы и Хлудовы. Даже была специальная терминология: "мамонтовщина” и "хлудовщина”». Более того, писатель Я. В. Абрамов (1858-1906) назвал одну из своих повестей «Хлудовщина».