Государственный Академический Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского

Камерный театр Бориса Покросвкого
Загрузка карты ....

Address
Никольская, 17
Москва



Россия


В июне 2018 года Министерство культуры РФ приняло решение о реорганизации Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. Театр Покровского уничтожен, путем присоединения к Государственному академическому Большому театру. Сегодня это Камерная сцена Большого театра России.

Московский государственный академический Камерный музыкальный театр под художественным руководством Б.А. Покровского (с сентября 2009 года имени Б.А. Покровского) расположен в здании знаменитого ранее комплекса «Славянский базар», где в 1897 году состоялась историческая встреча К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, которые договорились о создании в Москве Художественного Общедоступного театра (МХТ).

Вот как описывает историю создания театра в книге «Моя жизнь – сцена» сам Борис Александрович Покровский: «…все произошло благодаря активным хлопотам судьбы – в Москве решили реформировать маленький оперный коллектив, гастролирующий по России и обильно разбрасывающий под маркой оперных спектаклей отменную халтуру. Меня попросили помочь в реорганизации театра. Помочь театру я мог только тем, что поставил им спектакль. После неизбежного отсеивания осталась маленькая горстка людей, которые никак не могли быть театром, но лишь камерным ансамблем. Одновременно появилась маленькая опера молодого тогда композитора Родиона Щедрина «Не только любовь», которая очаровывала уже в партитуре… и мы отрепетировали этот маленький шедевр камерным ансамблем. Спектакль сыграли на сцене драматического театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Был успех… — так в 1972 году родился Московский Камерный музыкальный театр».

Когда в 1972 году Покровский основал Камерный музыкальный театр, у него еще не было своего помещения и первые спектакли – «Не только любовь» в ту пору молодого композитора Родиона Щедрина, «Много шума из-за… сердец» Тихона Хренникова, «Сокол Федериго дельи Альбериги» Дмитрия Бортнянского шли на разных площадках Москвы. И лишь через два года, в 1974 году театр получил постоянную прописку. Большую роль в этом сыграла поддержка композиторов Т.Н. Хренникова (в ту пору Первого Секретаря Союза композиторов СССР) и Д.Д. Шостаковича. Труппу молодого театра пополнили гитисовцы – студенты курса актерского мастерства, руководителем которого был Б.А. Покровский.

Поворотным моментом в жизни молодого театрального коллектива – 12 сентября 1974 года стала премьера оперы Д.Д. Шостаковича «Нос» – непревзойденный режиссерский шедевр и «визитная карточка» Камерного музыкального театра. Музыкальным руководителем театра становится дирижер, народный артист СССР Геннадий Рождественский. С первых же дней театр стал подлинной и на многие годы единственной в стране лабораторией современной оперы и одновременно – первооткрывателем отечественных и оперных раритетов.

Никто не мог предположить, что маленький подвальчик на «Соколе» станет одним из главных культурных центров не только Москвы, но и всего мира. Чтобы увидеть легендарные спектакли, люди приезжали со всей страны. Здесь Мастер создал шедевры – редко исполняемые классические и современные оперы: «Нос» Шостаковича, «Похождения повесы» Стравинского, «Дон Жуан, или Наказанный развратник» и «Директор театра» Моцарта, «Ростовское действо» митрополита Димитрия Ростовского…

В этом театре впервые прозвучали оперы современных композиторов, ставших уже классиками – «Шинель», «Коляска», «Свадьба», «Братья Карамазовы» Холминова, «Жизнь с идиотом» Шнитке, «Граф Калиостро» Таривердиева, «Бедная Лиза» Десятникова, «Рыжая лгунья и солдат» Ганелина, «Лебединая песня» Кобекина, «Бедные люди» Седельникова; старинные и малоизвестные европейские оперы – «Аптекарь» Гайдна, «Игра на воде» Бриттена и др.

С 2010 года театр установил традицию: каждый год в день рождения Мастера проводить ретроспективный показ его спектаклей. Руководство и творческий коллектив театра сохраняют имя основателя и следуют идеям, которые Борис Александрович Покровский завещал в своих многочисленных книгах и публикациях, бережно и тщательно восстанавливают наследие гениального режиссера для потомков.

Upcoming Events

Оставить комментарий

Это интересно?

  • Ли Страсберг
    Метод основан на правде. Ли каждый день говорил своим студентам:


    «Если бы не было Станиславского, не было бы Ли Страсберга».


    Станиславский был его вдохновением, духовным наставником, хотя они никогда не встречались. Ли Страсберг учился у учеников Станиславского – Марии Успенской и Ричарда Болеславского. Эти два потрясающих педагога и актера эмигрировали в Нью-Йорк и основали там Лабораторный театр. Ли Страсберга очень впечатлили спектакли МХАТа во время гастролей в 1923-1924 гг. Это было то, чего он очень долго искал – правда в актерской игре. Страсберг наблюдал за великими актерами МХАТа: они жили на сцене! Они не были королями или принцами, они были реальными, естественными людьми. У персонажей была психологическая глубина. Страсберг понял, что Станиславский – гений, и посвятил свою жизнь тому, чтобы продолжать его работу. 2 раза он приезжал в Россию, выступал на 100-летнем юбилее Станиславского и смотрел спектакли во МХАТе, в театре Вахтангова, присутствовал на репетициях Мейерхольда.


  • Мы учимся расслабляться по собственной воле - для того, чтобы контролировать свои эмоции и ощущения. Ли узнал из работ Станиславского, что основная проблема актера исходит, в первую очередь, из его собственных человеческих проблем. 


    Цель расслабления, которое является одним из самых важных аспектов в методе Ли Страсберга – помочь избавиться от страха и напряжения, мешающих актерам быть выразительными.


    Если нервы и мышцы напряжены, то актер не может выразить те эмоции, которые нужны для персонажа. Ли Страсберг попытался помочь актеру: как вновь повторить то, что вы сделали хорошо? Как повторять это каждый вечер, пока идет спектакль? Страсберг был одержим расслаблением. Он считал его основой своей работы. На занятиях мы делаем расслабление сорок минут – до того, как начинаем работать над сенсорной памятью или над ролью.

  • Ли Страсберг и Аль Пачино
    Мы учимся дышать.  Мы учимся исследовать все формы  и все аспекты жизни с помощью пяти органов чувств – это то, что вы видите, слышите, можете потрогать, чувствуете на вкус и запах. Мы начинаем с очень простых упражнений, например – Утренний напиток (Студенты воссоздают в воображении чашку со своим любимым утренним напитком, подключая все органы чувств. В первый год обучения это упражнение делается на протяжении одного часа в день. – прим. авт.). Затем работаем над упражнением Зеркало, которое подразумевает нанесение макияжа или бритье – в обоих случаях мы имеем дело с воображаемыми объектами. Таким образом, мы учимся понимать самих себя и быть честными. Мы учимся быть полноценными людьми, а не фальшивыми актерами, которые лишь кивают в такт словам.  Очень важно практиковать сенсорную память. Из четырехчасового занятия первые два часа занимают упражнения на расслабление и упражнения на сенсорную память. Затем мы начинаем работать над сценами и пьесами. Мы не репетируем сидя вокруг стола.


    Для того чтобы исследовать жизнь персонажа, Ли использовал процесс импровизации: что случилось с ним до сцены, что послужило мотивом для его действий.


    Мы разбиваем каждую сцену на куски для того, чтобы найти зерно роли.

  • Ли Страсберг и Мериллин Монро
    Станиславский не закончил свою работу. Точно так же не закончил свою работу и Ли Страсберг. Система постоянно изменяется, совершенствуется, развивается. Поэтому я считаю, что Метод Ли Страсберга – это продолжение Системы Станиславского. Разница между Системой и Методом лишь в том, что Ли дал нам конкретную цепочку упражнений, которая помогает актеру исследовать собственные инструменты. Ли изобрел специальное упражнение, мы называем его «Эмоциональная память». Оно готовит актеров к очень интенсивным моментам в сцене, когда нужно прожить кульминацию эмоций. Это упражнение делается один на один с учителем: вы погружаетесь в событие из прошлого и воссоздаете то, что произошло с вами только раз в жизни. Это очень интересное и очень сильное упражнение. Мы используем свою собственную правду. Наши воспоминания – сырье для работы. Ранее Станиславский описал эмоциональную память, он почерпнул идеи из книги французского психолога Теодюля Рибо «Психология эмоций». Ли Страсберг же подарил нам упражнение «эмоциональная память», благодаря которому актеру не нужно молиться, чтобы именно сегодня на него снизошло вдохновение. Он знает, что все это ему даст упражнение.