«Лунный мир»

«Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн»
В. А. Моцарт

Йозеф Гайдн

«Лунный мир» — настоящая оперная жемчужина, названная первой научно-фантастической оперой. Написана к свадьбе Н. Эстерхази, второго сына князя и графини Марии Анны Вайссенвольф. Опера весёлая, оптимистическая, несущая ту энергию, из которой «обременённый заботой или усталый от дел человек будет черпать отдохновение и бодрость», как говорил композитор. Оперы Гайдна не пользовались особым успехом за пределами имения князя Эстерхази, но издатели всегда охотно печатали его произведения. А князь всегда был доволен его творениями, постоянно поддерживал своим одобрением и разрешал, как дирижёру оркестра, экспериментировать. Гайдн просил, чтобы тщательно соблюдались все его рекомендации, касающиеся темпа и динамики, большое внимание уделял фразировке, требовал, чтобы речитативы следовали за ариями без пауз, чтобы певцы произносили слова медленно, для того, чтобы каждый слог звучал разборчиво. Его очень уважали музыканты и благодаря отеческой заботе, с которой он к ним относился, прозвали «папой», ведь у него был прирожденный дар разрешать проблемы музыкантов, их споры, также он очень переживал об их благополучии и хлопотал, чтобы тех не наказывали за мелкие проступки. Гайдн говорил: «Искусство свободно и не подвластно никаким… жёстким правилам. Судить о нём дано лишь знатоку, и я думаю, что имею такое же право устанавливать в нём законы, как и любой другой».

Не менее пяти композиторов написали музыку на либретто Гольдони, вот до чего интересна была тема — обман во благо с привлечением астрономически-фантастического сюжета. Но лучше других опера получилась у Йозефа Гайдна. Партитура Гайдна, продолжающая традицию оперы-буффа, выходит, однако, за ее границы. Композитор расширил действенную сторону, ввел «лунный» балет. Либретто Гольдони тоже претерпело изменения. Буонафеде даже «на Луне» не даёт себя уговорить согласиться на брак. Тогда все снимают маски и обещают рассказать всему городу, каким дураком он был, попавшись на примитивный обман. И старик со скрипом соглашается увеличить семью на двух зятьёв.
Подробнее…  Экклитико (астроном, один из женихов, которому Буонафеде не отдаёт дочь) и четверо студентов смотрят на полную Луну на террасе, выпивают, поют гимн Луне и Экклитико жалуется на тупость будущего тестя. И тот — лёгок на помине — является. Экклитико объясняет Буонафеде, что на Луне живут люди и в телескоп их видно, причём дома там прозрачные (до мистификации Локка еще более пол столетия!). Старик глядит в окуляр. Действительно… Студент перед объективом двигает довольно фривольные картинки — раздевания, супружеские измены, девушки, ласкающие стариков. Буонафеде верит, даёт денег астроному и удаляется, потрясённый зрелищем. Меж тем выясняется, что не только Экклитико хочет жениться на дочке старика, но и бедный дворянин Эрнесто. Да не на этой дочке, на её сестре, так что всё в порядке. А его слуга Чекко тоже захотел жениться, но дочек у старика всего две, поэтому ему приглянулась служанка Лизетта. Между тем обе дочки и их служанка тоже горят выскочить замуж при первой возможности. Особенно Лизетта, которой старик надоел своими приставаниями. Тут является Экклитико с бутылкой якобы эликсира якобы присланной с Луны императором Луны для нуль-транспортировки на Луну. Вредный старик подозревает, что его хотят отравить и требует от астронома выпить половину. Тот делает вид, что отпивает из бутылки, после чего, старик допивает остатки эликсира, который на самом деле является снотворным снадобьем, и засыпает мёртвым сном (похоже, венецианская фармацевтика в XVIII веке была куда лучше нашей). Лизетта и дочка Клариче, не посвященные в заговор, думают, что старик помер, несколько огорчаются, но быстро утешаются надеждой на хорошее наследство.
Пока Буонафеде спит, быстро готовится инсценировка Лунного мира, и когда старик пробуждается, он верит, что на Луне. Ну, балет, император, Лизетта, с трудом входящая в роль императрицы. Старик, очарованный лунной жизнью, даёт согласие на три брака и обещает приданное, но потом распознаёт обман. Заговорщики заканчивают маскарад и запирают старика в собственном доме. Оставшись один, старик быстро умнеет, кается и соглашается на всё. Всеобщее ликование.

В опере органически сочетаются юмор, лирика. Увертюра была впоследствии использована композитором в качестве I ч. Симфонии № 63.
После смерти автора произведение было забыто, и его новая сценическая жизнь началась более чем 150 лет спустя. Первая попытка возрождения оперы в 1932 была малоудачной, так как партитура подверглась переделке. Зато постановка в Гааге (1959) прошла с огромным успехом, после чего в том же году «Лунный мир» был исполнен на фестивале в Зальцбурге. В XXI веке интерес к опере только увеличился.

Теги: , ,

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий