24 октября

24 октября исполнилось бы 93 года Матвею Абрамовичу Ошеровскому.

Может быть, меня услышат. Ведь жизнь продолжается. Она будет и после меня и после нас. Очень хочется, чтобы наш путь, наш опыт, наши знания несли победы. А наши ошибки помогли новому поколению понять нас. Может быть, мы сами не все понимаем. Как Тузенбах в «Трех сестрах» накануне дуэли говорит: «Еще немного. Еще чуть-чуть, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем мы страдаем».

 

Талантливых людей мало, но одержимых еще меньше

 Когда Ошеровский пришел к нам в редакцию, все сотрудни­ки удивлялись: 80 лет не дашь. Мы разговаривали, и среди про­чего Матвей Абрамович признался, что если бы писал книгу о своей жизни, то скорее всего разделил бы ее на четыре главы: «Детство», «Учеба», «Отдача» (как он отдавал в работе по­лученное за годы становления и учебы) и «Созерцание» — о на­стоящем времени.

  • Facebook
  • VKontakte
  • Twitter
  • LinkedIn
  • Blogger
  • Google Plus

Есть в театральном искусстве личности

Письмо Б.А.Покровского к 75-летию Матвея Абрамовича Ошеровского

 

Есть в театральном искусстве личности, о которых всегда хочется сказать добрые слова, которым обязательно хочется послать сердечную профессиональную благодарность. Профессиональную!

Замечаю, что мало стало в сфере искусства музыкального театра, истинно профессиональных режиссеров. Или всерьез настала пора дилетантизма и вульгарности?

Матвей Абрамович Ошеровский, видимо, от своего учителя М.М.Тарханова, от педагогов О.Я.Якубовской, В.Г.Сахновского, и, редкий случай, от О.Л.Книппер-Чеховой, от всего ГИТИса того времени, получил право и потребность все свое творчество на театре подчинить законам определенной веры, принципам точной школы мастерства, с ее обязанностью, ответственностью, эстетическими и этическими нормами, и, главное, умением делать свое дело.

География его служения театру многообразна, как у каждого деятеля театра, лишенного лени и одаренного любопытством. Харьков и Ленинград, Воронеж и Одесса, София и Пятигорск, Волгоград и Москва… Встречи, опыт, труд. Чего стоит работа с замечательными режиссерами М.М.Крушельницким в Харькове и с Г.А.Товстоноговым в Ленинграде! Четырнадцать лет работы в Одессе, этот громкий успех Одесского театра оперетты, успех, который и сейчас вспоминается и, который уже угас с уходом Ошеровского. Судьба!

Мюзикл, кстати, театральный жанр плохо нам удающийся, — сильная сторона Ошеровского, так сказать его «спец. полите». Свежесть театральных идей, вкус, темперамент, чувство меры и формы – ингредиенты его творческой натуры.

К счастью у Матвея Абрамовича есть дар педагога, здесь он в самой счастливой мере традиционен. В его педагогике свобода, развитие индивидуальности сочетаются с жесткими рамками школы, чувством личной ответственности за свое пребывание на сцене с зависимостью от общей художественной концепции спектакля, понимание перспектив с сиюминутным, конкретным заданием. Это основа будущего актера-профессионала.

Воспитанного Ошеровским актера, можно смело брать в театр без проверки, пробы, испытаний. Редкий дар воспитателя актера с «серьезными намерениями»! И за этот дар, в наше время, наводненное дилетантами, ему низкий поклон и благодарность.

10.09.1995г.

Б.А.Покровский

 

  • Facebook
  • VKontakte
  • Twitter
  • LinkedIn
  • Blogger
  • Google Plus