«Лунный мир»

«Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн»
В. А. Моцарт

Йозеф Гайдн

«Лунный мир» — настоящая оперная жемчужина, названная первой научно-фантастической оперой. Написана к свадьбе Н. Эстерхази, второго сына князя и графини Марии Анны Вайссенвольф. Опера весёлая, оптимистическая, несущая ту энергию, из которой «обременённый заботой или усталый от дел человек будет черпать отдохновение и бодрость», как говорил композитор. Оперы Гайдна не пользовались особым успехом за пределами имения князя Эстерхази, но издатели всегда охотно печатали его произведения. А князь всегда был доволен его творениями, постоянно поддерживал своим одобрением и разрешал, как дирижёру оркестра, экспериментировать. Гайдн просил, чтобы тщательно соблюдались все его рекомендации, касающиеся темпа и динамики, большое внимание уделял фразировке, требовал, чтобы речитативы следовали за ариями без пауз, чтобы певцы произносили слова медленно, для того, чтобы каждый слог звучал разборчиво. Его очень уважали музыканты и благодаря отеческой заботе, с которой он к ним относился, прозвали «папой», ведь у него был прирожденный дар разрешать проблемы музыкантов, их споры, также он очень переживал об их благополучии и хлопотал, чтобы тех не наказывали за мелкие проступки. Гайдн говорил: «Искусство свободно и не подвластно никаким… жёстким правилам. Судить о нём дано лишь знатоку, и я думаю, что имею такое же право устанавливать в нём законы, как и любой другой».

Жизнь на Луне в 1768

До середины XVIII века книги (а особенно книги с фантастикой) выходили без иллюстраций. Очень сложно выполнять гравюры для печати, а гравюры ВЫМЫШЛЕННЫХ пейзажей и существ — еще труднее. Положение изменил Филиппо Морген. Он создал 10 великолепных офортов к не иллюстрированной ранее книге Джона Уилкинса. «Открытие мира на Луне или рассуждение, в котором доказывается, что эта планета, возможно, обитаема».
Его серия называлась «Коллекция из наиболее интересных картин, которые увидели сэр Уайльд Скалл и г-н де Ла Гир в своем знаменитом путешествии с Земли на Луну». Правда, другие переводы или названия более конкретны: «Коллекция из самых замечательных вещей наблюдаемых Джоном Уилкинсом, ученым английским епископом, известным его путешествием с Земли на Луну, с изображениями животных, неизвестных нам машин и описания из той же знаменитой истории». А попроще эту серию знают как «Жизнь на Луне в 1768» (Life on the Moon in 1768)

Профессор веселья и отваги

“Мастер, вы по-прежнему наш но духу. И сегодня Вы нам очень нужны. Приезжайте, мы должны вместе работать!»

Каких только нет теперь профессоров! И астрологии, и черной и белой магии, и уфологии… Их имена известны не всем, наше всего — людям, интересующимся той или иной областью знаний или увлечений. Но имя профессора Государственного института (а теперь уже — академии) театрального искусства Матвея Ошеровского знает, пожалуй, любой уважающий себя одессит.

Более пятнадцати лет Матвей Ошеровский в качестве главного режиссера работал в Одесском театре музыкальной комедии.

Российская премьера оперы «Три Пинто»

26, 28 и 30 июня Камерный музыкальный театра им. Б.А. Покровского закрывает 41-й сезон российской премьерой оперы К.М. фон Вебера – Г. Малера «Три Пинто».

Это без преувеличения уникальная оперная партитура, не имеющая аналогов в мировом музыкальном театре. Ее оригинальность заключается не только в двойном авторстве: Густав Малер сочинил ее по эскизам Карла Марии фон Вебера. «Три Пинто» стала единственной комической оперой создателя немецкого романтического музыкального театра Вебера, и осталась единственной оперой великого симфониста Малера. Уже одни только эти факты делают сочинение невероятно интересным.

Владимиру Маторину — 65!

С Днем Рождения, дорогой Владимир Анатольевич!

Голос, покоривший мир

 С одним из лучших басов мира, преподавателем РАТИ, народным артистом России Владимиром Маториным и его супругой,  музыкантом Светланой Маториной судьба  свела меня на Международном телекинофоруме «Вместе». В эту супружескую чету невозможно не влюбиться: талант и масштабность личности Маторина, его огромное чувство юмора и энциклопедичность знаний прекрасно уживаются с красотой, тонким умом и профессионализмом Светланы. Добавьте к этому их колоссальную работоспособность, бескомпромиссность в работе и глубокую взаимную нежность — и вы получите самый беглый портрет замечательного творческого и семейного дуэта.

      — Владимир Анатольевич, трудно представить: 25 лет на сцене Большого театра… Вам рукоплещут зрители Англии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Германии, Испании, Швейцарии, Греции, Китая, Японии, Монголии, Южной Кореи, США, Канады, Мексики, Новой Зеландии, Кипра.  Патриарх Алексий II удостоил чести, написав предисловие к вашему компакт-диску «Песнопения Русской православной церкви». Патриарх Кирилл наградил вас орденом Даниила Московского за благотворительные концерты в Новодевичьем монастыре. Вы — кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Как же так случилось, что мальчик, чье детство и юность прошли в военных городках вдалеке от столицы, достиг таких немыслимых музыкальных высот?

      — По всем законам логики я действительно должен был стать военным, а не певцом. Прадед был полным Георгиевским кавалером, за что получил дворянство. Оба моих деда за военные заслуги были награждены орденами Ленина. Папа окончил Академию имени Дзержинского и служил в войсках ПВО. И хотя все мое детство и вправду прошло в военных городках, но родиться я все же умудрился в Москве, на Тверской. Этим обстоятельством первые пятьдесят лет своей жизни чрезвычайно гордился. Потому что в Большом театре нет солистов, родившихся в Москве. Шаляпин приехал из Казани, хотя  учился он в Тифлисе, Нежданова — из Одессы, Собинов — из Саратова. Эти «бриллианты» собирались по всей стране.