Профессор веселья и отваги

“Мастер, вы по-прежнему наш но духу. И сегодня Вы нам очень нужны. Приезжайте, мы должны вместе работать!»

Каких только нет теперь профессоров! И астрологии, и черной и белой магии, и уфологии… Их имена известны не всем, наше всего — людям, интересующимся той или иной областью знаний или увлечений. Но имя профессора Государственного института (а теперь уже — академии) театрального искусства Матвея Ошеровского знает, пожалуй, любой уважающий себя одессит.

Более пятнадцати лет Матвей Ошеровский в качестве главного режиссера работал в Одесском театре музыкальной комедии.

 С его именем непосредственно связан расцвет любимого нашим городом коллектива.

Раздвигая рамки жанра, Ошеровский и руководимый им театр отважно шли непроторенными путями: именно тогда на нашей сцене возникли и навсегда остались в истории сценическою искусства “Человек из Ламанчи” и “Мой безумный брат”, “Целуй меня, Кэт!” и знаменитая трилогия об Одессе. Именно тогда и нашем , тогда еще старом театре появился удивительный спектакль “Русский секрет”.

 Режиссерской выдумки, задора, творческого азарта, граничащего с эпатажем, в рассказанной тогда средствами музыкального театра истории лесковского Левши хватило бы на добрый десяток полнометражных театральных зрелищ. Л впрочем — в этом и был секрет успеха: “В любое дело надобно душу вкладывать!” — говорил Левша. И тогда в спектакль было вложено много душевных сил и фантазии художником М. Ивницким, актерами Г. Грачевой,- В. Фроловой и, конечно, М. Деминой и М. Водяным…

 А теперь прошло еще почти пятнадцать лет — с тех пор, как М. Ошеровский покинул театр, а затем и город. Режиссер-постановщик стал в Москве режиссером-педагогом, профессором. За эти годы воспитаны новые поколения актеров оперетты. И вот со своими нынешними выпускниками Матвей Ошеровский приехал в Одессу. Пожалуй, только здесь молодые артисты, участники дипломного спектакля по-настоящему поняли, почему мастер избрал для их выпускной работы “Русский секрет” — то дорогое и важное, что связывает его с нашим городом.

 “Я не устану повторять, — говорит М. Ошеровский, — что оперетта — это не жанр! Это вид искусства, способ творческого мышления”. Не потому ли его ученики равно интересны в пластическом и музыкальном смысле, не потому ли все они прекрасно двигаются и танцуют, увлеченно поют и внося столько смысла (явного и скрытого) в каждую фразу текста?

 Конечно, не обойтись без cравнения. Новый “Русский секрет”, поставленный в 1990 году в Москве, в чем-то напоминает давнюю одесскую постановку. Но скорее внешней атрибутикой, чем идейно-содержательным смыслом. Юмор (да какой тут юмор — сатира!), стал отточеннее, строже, местами суровее; функция художника-сценографа уступила место полифоническому образному строю непрерывно и бурно развивающегося многообразного актерского действа. И во всем этом — те же веселье и отвага, по которым мы узнавали когда-то Дон Кихота и Дульсинею («Человек из Ламанчи»), Петруччо и Катарину («Целуй меня, Кэт!”) и т.д.

 Словом, рыцарь веселья и отваги, рыцарь театра Матвей Ошеровский нисколько не изменился: неисчерпаемая энергия действия, жизненный юмор и творческая злость. Только теперь у московского профессора все это стало еще точнее, взвешеннее и целенаправленнее. Вот почему лейтмотивом встречи режиссера с труппой Одесского театра музкомедии, последовавшей за показом “Русского секрета», были слова: “Мастер, вы по-прежнему наш но духу. И сегодня Вы нам очень нужны. Приезжайте, мы должны вместе работать!»

«Ах, Одесса» №9 1991г фото А.Рыбак

[custom_gallery width=»140″ height=»110″ title=»never»][custom_gallery width=»140″ height=»110″ title=»never»][custom_gallery][/custom_gallery]

  • Facebook
  • VKontakte
  • Twitter
  • LinkedIn
  • Blogger
  • Google Plus

Теги: , , ,

Оставить комментарий